Регистрационный номер воздушного судна — это идентификационный номер, присваиваемый самолёту при его внесении в авиационный реестр конкретного государства. В соответствии с требованиями Международной конвенции о гражданской авиации регистрация обязательна для всех гражданских судов.
В современной мировой гражданской авиации широко распространена практика лизинга воздушного судна — аренда, когда самолёт не становится собственностью авиакомпании или государства, в котором он эксплуатируется, а остаётся в собственности лизингодателя, и может быть зарегистрирован в третьей стране.
Если посмотреть на самолёты иностранного производства в российских авиакомпаниях, то все они, за редким исключением самолётов СЛО «Россия» или а/к «Северсталь», имеют регистрационные номера, начинающиеся на VP-B или VQ-B. Эти префиксы говорят о том, что данный самолёт зарегистрирован на Бермудских островах.
Регистрация воздушного судна за пределами страны-эксплуатанта позволяет применять схемы, которые минимизируют или полностью освобождают авиакомпанию-эксплуатанта от таможенных платежей и налогов на ВС в бюджет государства.
В этой связи Министерство промышленности и торговли намерено освободить от НДС ввозимые иностранные пассажирские самолёты при условии регистрации ВС в России. Об этом 12 июля сообщил замминистра промышленности и торговли Олег Бочаров на заседании рабочей группы Совета Федерации по вопросам государственной политики в сфере авиастроения.
«В настоящее время министерство разрабатывает законопроект, который мы намерены внести в Госдуму до конца 2018 года», — уточнил замминистра.
Согласно документу освобождаться от уплаты НДС за ввозимую иностранную авиационную технику авиакомпании будут при условии, что ВС должно быть внесено в национальный регистр. То есть, самолёты будут обслуживаться на территории России, оставляя все косвенные траты и налоги в стране, а не за рубежом, как это сейчас происходит.
«Мы обнуляем ставку налога, освобождаем от НДС ввоз гражданских воздушных судов, при этом целевое назначение ввозимых товаров будет подтверждаться Минпромторгом», — добавил Бочаров.
Олег Бочаров отметил одним из самым важных пунктов в законопроекте — это освобождение от НДС лизинговых операций по авиационной технике.
По его словам, в 2017 году Минпромторг уже вносил на рассмотрение Госдумы законопроект, направленный на развитие отечественной авиации. Документ исключает дублирование при выдаче лицензий и сертификатов на авиаперевозки. Сейчас этим занимается Минпромторг и Росавиация. Предлагаемые поправки предполагают передачу всех функций по лицензированию Росавиации, а госконтроль останется за минпромторгом.
На фото: самолёт Boeing B737-500 авиакомпании Utair с регистрационным номером VQ-BJS готовится к взлёту во Внуково / © Андрей Величко, «Авиация России»