19 декабря 2018 года в Москве под председательством Помощника Президента Российской Федерации Игоря Евгеньевича Левитина прошло заседание Комиссии при Президенте по вопросам развития авиации общего назначения и навигационно-информационных технологий на основе глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. Единственным вопросом повестки дня был вопрос «О целевых показателях и подпрограмме развития малой авиации».
Участники заседания обсудили текущее состояние и перспективы развития малой авиации, включая развитие как деятельности авиации общего назначения, так и коммерческой деятельности с использованием легких воздушных судов.
На заседании с совместным докладом выступили член Правления АОПА-Россия, член Комиссии Рубен Абелович Аганбегян и Вадим Витальевич Гинзбург, зарекомендовавший себя в рамках проекта по разработке аэронавигационной стратегии Российской Федерации.
В докладе был представлен проект Подпрограммы развития малой авиации в России и внесено предложение по ее включению в Государственную программу развития Российской Федерации «Развитие транспортной системы».
Особое внимание на заседании было уделено целевым показателям развития малой авиации. В настоящее время ни за одним федеральным органом исполнительной власти не закреплена обязанность развивать легкую авиацию. Тем временем отрасль находится в полной стагнации.
Уровень развития малой авиации в России критично низкий по сравнению с другими странами и не соответствует уровню экономического развития страны. А причины серьезного отставания – в неэффективности и избыточности регулирования отрасли.
В ходе обсуждений были подняты такие важные темы, как подготовка пилотов, состояние региональной авиации, сложности, связанные с регулированием полетов и процедурой регистрации воздушных судов, а также состоянием и стоимостью инфраструктуры для легких воздушных судов.
Сейчас на территории России действуют всего 8 авиационных учебных центров (АУЦ), которые проводят первоначальную подготовку частных пилотов, при этом ни одного учебного центра нет в СЗФО, ЮФО, СКФО, УФО и ДВФО. В России уже несколько лет не ведется подготовка пилотов аэростата и планера, нет центров, которые готовят на однодвигательный гидросамолет, нет подготовки на квалификационную отметку о праве полета по приборам.
В результате система подготовки пилотов в России не конкурентоспособна. Часть пилотов, у которых есть такая возможность, уезжают для обучения в Европу или США. Даже крупные российские авиакомпании начинают учить кадры за рубежом.
Для сравнения, на данный момент в Чехии 38 летных школ, а в США около 600 действующих учебных центров.
Плачевное состояние сейчас и в регионах, где малая авиация особенно важна: многое старое разрушено и пришло в негодность, а на построение нового нет финансирования. А в некоторых регионах и вовсе развитие транспортной доступности невозможно без развития малой авиации.
По словам Александра Викторовича Крутикова, Заместителя Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, развитие легкой авиации – главный способ решения проблемы транспортной доступности на Дальнем Востоке, мобильности населения и оказания медицинских услуг для труднодоступных населенных пунктов.
Членами Комиссии было поддержано предложение Александра Викторовича сделать Дальний Восток официальной экспериментальной площадкой для развития легкой авиации.
В заседании приняли участие представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также представители государственных корпораций и организаций космической и транспортной отраслей, сферы навигационно-информационных технологий, общественных и профессиональных авиационных организаций.
Источник: АОПА-Россия