«Региональный рынок авиационного труда: проблемы и их решения»

Кадры – это важнейший ресурс любой отрасли, лицо отрасли, отражающее все проблемы и достижения. Сегодня региональный рынок авиационного труда испытывает ряд серьезных трудностей. Но для того, чтобы говорить о проблемах рынка труда необходимо, прежде всего, систематизировать общие проблемы всей авиационной отрасли, повлиявшие на состояние кадрового потенциала региональной авиации России. За последние 20 лет авиационный рынок труда переживал достаточно потрясений, от которых до сих пор еще не оправился.

Проследим хронологию основных проблем авиационного отрасли и их влияние на рынок труда:

1.    Начало 90-х — развал инфраструктуры всей авиационной отрасли, массовые банкротства и реорганизации авиапредприятий, сокращение рабочих мест и как следствие колоссальный отток из отрасли квалифицированных специалистов. В последствии — разрушение материально-технической базы подготовки авиационного персонала.

2.     В начале 2000-х произошел рост объема перевозок в России. Однако, к тому моменту отечественный авиапром не был готов предоставить технику российского производства в достаточном для удовлетворения спроса объеме. Всей отрасли пришлось переориентироваться на иностранную технику. Рынок авиационного труда и система подготовки авиаспециалистов вынуждены была переходить на западные стандарты. Соответственно быстро восстановить утраченный в 90-е годы кадровый потенциал не удалось. Статистика говорит о том, что лётный состав, попадающий под сокращение, в большинстве случаев возвращается в отрасль при мотивации высокой заработной платы или других социальных условий, а инженерно-технический персонал, как правило, в гражданскую авиацию не возвращается.

3.    2007-2008 годы ознаменовались ростом цен на авиатопливо, сокращением региональных перевозчиков, что повлекло за собой потерю значительного количества рабочих мест лётного и инженерно-технического состава, в общей сложности более 8000 рабочих мест. В основном в городах Сибирского и Дальневосточного федеральных округов РФ, (4000 – в г. Красноярске (авиакомпании «Красноярские авиалинии», «Сибавиатранс»), около 2980 – в г. Хабаровске (авиакомпания «Дальавиа»), около 1000 – в Новосибирске (организация по техническому обслуживанию воздушных судов отечественного производства авиакомпании «Сибирь»), около 200 — в Омске (авиакомпания «Омскавиа»), в других крупных городах России).

Читайте также:  На близкий и любимый, на Дальний Восток

4.    2008-2009 годы – мировой финансовый кризис, увеличение кредитных ставок и девальвация руля повышают стоимость авиаперевозок, что приводит к сокращению спроса на авиаперевозки и, как следствие продолжение сокращения рабочих мест. Особенно, от этого страдает регионального сектора авиаперевозок. Часть авиационного персонала не сможет выехать из региона и будет искать варианты переквалификации, как в 90-е. Уже сегодня рынок «автоперевозок» по сибирским городам занимают бывшие авиационные специалисты.

5.    Концентрация существенной доли авиационных перевозок в Центральном округе. Если еще несколько лет назад такие крупные города как Красноярск, Сахалин, Хабаровск, Новосибирск были регионами, где стабильно работали специалисты инженерного направления, летный персонал, персонал аэропортового комплекса, то сейчас в этих городах практически нет вакансий для авиационных специалистов. При этом ЦФО может на сегодняшний день предложить не более 500 вакансий и то с каждым днем эта цифра сокращается.

Все эти потрясения, происходящие с рынком авиационного труда, приводят к снижению не только уровня безопасности полетов, но и общенациональной безопасности, так как авиационный персонал – это мобилизационный потенциал РФ.

Кадровый потенциал – наиболее тяжело восполняемый ресурс отрасли. Подготовка авиационных специалистов требует от 5-ти до 10-ти лет, управленцев  — от 10-ти до 15-ти лет.

Одной из основных целей и задач проекта «Комплексная Программа развития региональной авиации в Центральном федеральном округе» является создание системы подготовки высококвалифицированного авиационного персонала, востребованного в настоящее время на рынке труда.

Для восстановления и возрождения в новых условиях кадрового потенциала отрасли и решения накопившихся проблем необходим комплексный подход и  систематизация мер по формированию кадрового потенциала. Система формирования кадрового потенциала распространяется на мониторинг рынка труда, первоначальную подготовку специалистов, повышение квалификации и переподготовку специалистов.  

Читайте также:  NAJET – Национальный агрегатор авиатакси

Единственным возможным решением реализации, предписанных в Комплексной Программе развития региональной авиации в Центральном федеральном округе и Подпрограмме “Гражданская авиация” задач может стать объединение комплекса мер в единый четко спланированный механизм их реализации.

Комплексом мер по реализации уже поставленных задач может стать программа, концепция которой разрабатывается сегодня специалистами нашей компании на основе опыта и постоянной работы на рынке авиационного труда по решению проблем всех участников рынка от специалистов до компаний и учебных заведений.

Программа предлагает пути решения выше обозначенных проблем. Задачи данной программы:

1. Разработать и утвердить алгоритм взаимодействия всех участников рынка подготовки специалистов авиатранспортной отрасли.

2. Сформировать и вынести на утверждение приоритеты государственной политики в области кадрового потенциала отрасли.

3. Предложить модернизацию системы подготовки авиационных специалистов отрасли и механизмы стимулирования развития инноваций в области авиационного образования.

4. Адаптировать механизмы государственно-частного партнерства в области формирования кадрового потенциала отрасли.

В качестве мер для обеспечения наиболее эффективной реализации задач, обозначенных в различных Федеральных целевых программах для системы подготовки специалистов авиационной отрасли предлагаются в рамках данной программы следующие проекты:

1. Построение Инновационного центра подготовки авиационных специалистов, включающего в себя тренажерный комплекс и центр тестирования персонала с применением новейших технологий тестирования профессиональных компетенций и психофизиологического соответствия.

2. Механизм инвестирования бюджетных средств в развитие персонального образовательного кредита для обучения авиационных специалистов с эффективным применением госгарантий в системе образования.

3. Модернизация нормативно-правовой базы, регулирующей систему подготовки авиационных специалистов и рынок авиационного труда.

С учетом того, что отрасль попала в ситуацию двойного кризиса – мировой финансовый кризис и начавшийся задолго до этого кризис в авиатранспортной отрасли России в целом, придется учитывать оба эти фактора при решении наших внутренних отраслевых задач. Это усиливает нашу ответственность за предлагаемые нами варианты решения проблем, их реализацию и оперативность наших действий.

Читайте также:  Уверены, что нам есть, что предложить нашим заказчикам в России и СНГ

Ни один, даже самый амбициозный проект, не сможет быть реализован в дальнейшем без решения кадровой проблемы. Развитие проектов авиапромышленного комплекса, развитие аэропортовой региональной сети, государственной авиации и планы перевозчиков, все эти проекты могут оказаться заблокированными в ближайшее время новым кадровым кризисом.

Источник:BizavNews