Малая авиация готовится к укрупнению

Власти Хабаровского края планируют создание новой авиакомпании, специализирующейся на местных маршрутах. Перевозчик будет создан на базе КГУП «Хабаровские авиалинии» и ОАО «Восток». При этом правительство края просит передать в краевую собственность 51% акций ОАО «Восток», находящихся у ФАУФИ. Эксперты отмечают, что одним объединением компаний вопрос развития местных перевозок не решить — необходимо содействие властей в развитии бизнес-составляющей региональной авиации.

Об идее создания нового перевозчика, специализирующегося на авиаперевозках внутри Хабаровского края, заявил губернатор Виктор Ишаев. По его словам, предприятие будет создано на базе ОАО «Восток» и КГУП «Хабаровские авиалинии», при этом объединение активов нацелено на сохранение и развитие транспортных услуг на местных воздушных линиях (МВЛ). Это стало особенно актуально после того, как ОАО «Дальавиа», выполнявшее, в том числе, рейсы внутри Хабаровского края, прекратило летную деятельность. «Ни одна государственная корпорация не возьмет на себя внутрикраевые перевозки, в лучшем случае будут выполняться межрегиональные рейсы по маршрутам Хабаровск—Южно-Сахалинск или Хабаровск—Магадан»,— отметил Виктор Ишаев, имея в виду будущее появление на Дальнем Востоке филиала «Росавиа».

ОАО «Авиакомпания „Восток“» образовано в 1993 году путем преобразования второго Хабаровского объединенного авиаотряда. 51% уставного капитала принадлежит ФАУФИ, 37,8% — минимущества Хабаровского края, остальные акции распылены. Парк авиакомпании состоит из 27 воздушных судов: шести самолетов Ан-28, трех Ан-38, 11 вертолетов Ми-8 МТВ-1, семи Ми-8Т. В состав компании входят базовый аэропорт МВЛ Хабаровск, транзитный аэропорт в поселке им. Полины Осипенко. В 2008 году выручка от предоставления авиационных услуг составила 789 млн руб.

КГУП «Хабаровские авиалинии» (Николаевск-на-Амуре) учреждено правительством Хабаровского края в 2004 году. В ведении КГУП находятся аэропорты Николаевск-на-Амуре, Охотск, Аян, Богородское, Херпучи, Чумикан. Авиапарк состоит из трех самолетов Як-40, одного Ан-26-100 и трех вертолетов Ми-8. В настоящее время компании переданы в аренду три Ан-24 и один Ан-26, принадлежащие «Дальавиа». Ежегодно компанией перевозится более 36 тыс. пассажиров. Доля КГУП на рынке транспортных услуг МВЛ края — более 80%. В 2008 году его выручка составила 380 млн руб.

Читайте также:  Российскую вертолетную индустрию представят в Китае

Необходимое условие консолидации авиапредприятий — передача контрольного пакета акций компании «Восток» из федеральной в краевую собственность. «Мы подали соответствующую заявку в Росавиацию. Было получено предварительное согласие при условии принятия из федеральной в краевую собственность аэродромов Хабаровск МВЛ и П. Осипенко. С передачей 51% акций край совместно с компанией „Восток“ должен профинансировать реконструкцию аэродромных комплексов в сумме 277 млн руб. Из них краевым бюджетом предполагается выделить 119 млн руб.»,— сообщил „Ъ“ замминистра промышленности, транспорта и связи Хабаровского края Богдан Мусянович, уточнив, что окончательно вопрос с передачей акций должен решиться к концу текущего года. После этого будет подготовлено технико-экономическое обоснование и схема объединения перевозчиков.

Впрочем, уже в настоящее время готовятся документы для принятия решения на федеральном уровне о выводе в отдельную структуру шести аэропортов, входящих в КГУП «Хабаровские авиалинии». На их базе появится Федеральное казенное предприятие северных аэропортов Хабаровского края, с созданием которого расходы по хозяйственной деятельности, не покрываемые доходами, планируется компенсировать за счет федерального бюджета. Как пояснил замначальника краевого управления транспорта и коммуникаций Юрий Синяков, в мае будет выбрана организация, которая разработает ТЭО проекта.

По планам крайадминистрации, консолидация авиационных активов под эгидой краевого правительства должна помочь в решении проблем обоих перевозчиков. «„Хабаровские авиалинии“ постоянно находятся в сложном финансовом положении. У них большой износ авиапарка, много расходов, связанных с содержанием северных аэропортов. При этом авиапредприятие выполняет большой объем внутрикраевых пассажирских перевозок, а они традиционно убыточны»,— отмечает Юрий Синяков. По его словам, в 2009 году дотации на покрытие убытков КГУП из краевого бюджета составят 63,4 млн руб.

У «Востока» экономическое положение более стабильное. До 92% доходов компании приносит, согласно контрактам, участие в шельфовых проектах Сахалина и выполнение международных заказов. В частности, вертолеты предприятия в настоящее время работают в Восточном Тиморе и на Гаити по программам ООН («Восток» зарегистрирован в качестве официального поставщика услуг Организации объединенных наций.— „Ъ“). Коммерческое направление позволит финансово укрепить будущего перевозчика.

Читайте также:  Лишние, которых не хватает

Однако и у «Востока» имеются проблемы, которые связаны со старением авиапарка. «По международным стандартам возраст вертолетов не должен превышать 20 лет. Сегодня из 11 вертолетов Ми-8 МТВ, работающих за границей, три приближаются к данному порогу, их надо менять. Нужно брать в лизинг новые машины, и без поддержки края компании это будет сложно сделать»,— сказал заместитель начальника отдела железнодорожного, воздушного и водного транспорта краевого минтранса Дмитрий Кирсанов.

Получить комментарии от руководства «Хабаровских авиалиний» не удалось — телефон директора не отвечал. Руководитель «Востока» Александр Ткач отказался комментировать вопрос объединения с КГУП. Кстати, в отчете ОАО перед акционерами за четвертый квартал 2008 года говорится, что деятельность предприятия может быть подвержена ряду отраслевых рисков, в числе которых — частичная или полная потеря рынка «в случае реорганизации единой транспортной схемы Хабаровского края на неблагоприятной для авиакомпании „Восток“ основе».

По мнению гендиректора консалтинговой компании «Инфомост» Бориса Рыбака, одним администрированием не решить проблему местных перевозок. «Само по себе объединение ничего не даст. Если власти субъекта хотят, чтобы развивались внутрирегиональные перевозки, нужно больше этому уделять внимания, развивая бизнес-составляющую»,— говорит Борис Рыбак. По его словам, сегодня наиболее успешный пример поддержки регионом местных перевозчиков показывает Ямало-Ненецкий АО.

Источник: kommersant.ru