«Главное для нас – безопасность наших пассажиров»

Каковы особенности эксплуатации бизнес-джетов, РБК+ рассказал генеральный директор компании «Авиационный чартерный сервис» (ACS, Air Charter Service) Азат Мулгимов.

— Как повлиял экономический кризис в России на рынок перевозок в деловой авиации? Насколько глубоким было падение спроса?

— В общей сложности экономическая нестабильность привела в 2017 году к сокращению рынка более чем на 15% по сравнению с 2014-м. Падение было очень заметным, но в 2018 году наметилась тенденция улучшения рынка, и я надеюсь, что новые санкции ее не задушат. При этом широкая география нашей работы и солидная клиентская база позволяют в меньшей мере ощущать негативные факторы, влияющие на рынок. Конечно, небольшие игроки переживают экономический кризис тяжелее, им труднее диверсифицировать бизнес, чем нам. В целом такие компании сильнее завязаны исключительно на московский рынок. Нам же сильно помогает то, что мы являемся крупным международным игроком. Показатели падения объемов рынка, которые я назвал, относятся к внутренним перелетам, а также к рейсам между отечественными аэропортами и зарубежными городами. При этом наши клиенты активно летают вне территории России — много перелетов по Европе, СНГ и американскому континенту. Эти рейсы мы обеспечиваем путем использования международной сети офисов ACS по всему миру.

— Крупным участникам рынка деловой авиации тоже пришлось корректировать свои планы развития?

— ACS была основана в 1990 году в Великобритании, то есть нам уже почти 30 лет, из которых в России мы работаем более двадцати. Наше представительство здесь открылось в 1995 году. Мы пережили все крупнейшие экономически кризисы в нашей стране с начала 1990-х годов. По состоянию на начало сентября текущего года ACS представлена сетью из 22 офисов по всему миру, в том числе тремя офисами в СНГ — в Москве, Санкт-Петербурге и Алма-Ате. В ближайшие 12–18 месяцев мы планируем открыть еще пять-шесть офисов в разных частях света. Безусловно, мы принимаем во внимание экономические реалии российского рынка и строим свои планы исходя из них. При этом, несмотря на экономический кризис в России, в последние три года ACS продолжает расширять свое присутствие на пространстве бывшего СССР. Мы увеличиваем количество сотрудников, активизируем работу с клиентами, выводим на рынок новые продукты.

Читайте также:  Спасибо кризису!

— Какие способы диверсификации бизнеса в деловой авиации существуют сегодня?

— Диверсификация нашего чартерного бизнеса заложена в самой модели бизнеса ACS. Компания ведет работу по трем основным направлениям деятельности — бизнес-авиация, пассажирские чартеры (для групп от 19 человек) и грузовые перевозки. Все три направления тесно взаимосвязаны и позволяют оказывать нашим клиентам полный спектр услуг в области чартерной авиации. Например, среди наших клиентов в сфере деловой авиации есть акционеры и топ-менеджеры нефтегазовых компаний. Для этих же компаний мы обеспечиваем перевозки вахтового персонала в Сибирь и на Дальний Восток на больших пассажирских самолетах. При необходимости подключаем к работе с этими клиентами наш грузовой департамент.

Три года назад мы «перезапустили» свое подразделение индивидуальной курьерской доставки. Отличие ее от традиционных курьерских служб заключается в том, что груз минует какие-либо распределительные склады или терминалы. Наш курьер готов к вылету с грузом клиента практически сразу после получения заказа. У нас в данный момент по всему миру работает около 450 курьеров. У каждого из них есть визы многих стран, а также карты лояльности крупнейших авиакомпаний мира, что позволяет перевозить с собой большее количество багажа. Самым наглядным примером использования нашей курьерской доставки являются случаи, когда клиенты забывают во время путешествий в отелях свои вещи или документы. Мы возвращаем их владельцам в самое кратчайшее время.

— Практикуются ли на рынке деловой авиации программы лояльности, которые бы помогали удержать клиента?

— Конечно. У ACS примером такой программы можно назвать джет-карты — еще одну нашу дополнительную услугу. Те клиенты, которые уже убедились в том, что мы являемся надежным поставщиком авиационных чартеров, приобретают джет-карту на определенную сумму и вносят эту сумму на специальный депозит. После этого по телефону или с помощью СМС-сообщения они могут забронировать перелет, например, из Цюриха в Милан. Не надо ничего дополнительно платить, подписывать и отправлять договор. Второй вариант — это так называемая часовая карта. Она адресована клиентам, которые регулярно летают на самолете одного типа по одному и тому же маршруту, например из Москвы в свой дом на Лазурном побережье. Такой клиент может приобрести 50 (или более) часов перелетов на конкретном типе самолета по фиксированной цене. Для него главным будет гарантия того, что он не заплатит за свой рейс больше согласованной суммы и легко может прогнозировать свой бюджет на перелеты.

Читайте также:  "Авиакомпания Москва” увеличивает пассажирские перевозки

— Много ли состоятельных клиентов стали отдавать предпочтение чартерным перевозкам по сравнению с владением собственным самолетом? Можно ли сказать, что даже очень богатые люди стали лучше считать деньги?

— Да, владеть собственным джетом обходится в разы дороже, чем регулярно заказывать чартеры или использовать нашу джет-карту. Свой самолет — это всегда опция для очень состоятельного человека, который не считается с миллионными расходами. Любое воздушное судно до шести недель в году проводит на плановом техобслуживании. То есть около 10% времени самолет находится вне распоряжения владельца. Во время простоя владелец несет много постоянных расходов, включая зарплату экипажа, страхование самолета, услуги управляющей компании.

Таким образом, свой самолет — это удел совсем немногих. В первой двадцатке списка Forbes — около половины участников, которые хорошо считают свои деньги и не имеют своих самолетов. При этом в их распоряжении с нашей помощью не один, а десятки самолетов на любой бюджет в любой момент времени в любой точке мира.

— Какие решения вы предлагаете, чтобы сделать перелет более безопасным?

— Отвечая на этот вопрос, я бы хотел сказать несколько слов о так называемом рынке «серых» чартеров. Сюда относятся коммерческие перелеты на частных воздушных судах, которые находятся в управлении авиакомпаний, не имеющих сертификата коммерческого эксплуатанта. Эти воздушные суда (как самолеты, так и вертолеты) в прямом смысле частные. Их владельцы, физические лица или компании, имеют право летать на них сами, перевозить персонал компании, своих друзей-родственников и партнеров. Делать это они имеют право исключительно на безвозмездной основе. Авиационные власти любой страны мира четко проводят черту между требованиями к рейсам на коммерческих и частных воздушных судах. Безусловно, требования к коммерческим рейсам гораздо строже. Сюда относятся ограничения по рабочему времени экипажей, обязательное медицинское освидетельствование экипажей перед рейсом, ограничения по погодным условиям выполнения рейсов, требования по длине взлетно-посадочной полосы, страхование ответственности авиакомпании перед третьими лицами, меньшие интервалы проведения технического обслуживания воздушных судов и т.д. Эти требования существуют во всех странах мира, включая Россию.

Читайте также:  Остановился самолет

К сожалению, некоторые игроки авиационного чартерного рынка пренебрегают этими ограничениями. Это касается как авиакомпаний, так и авиационных брокеров, предлагающих клиентам на коммерческой основе действительно частные воздушные суда. В связи с тем, что расходы на содержание и оперирование подобными воздушными судами гораздо ниже, их стоимость на рынке выглядит гораздо привлекательнее, чем ставки не перелет на борту юридически правильных самолетов и вертолетов.

В нашей компании существуют строгие внутренние правила, контролируемые специальным отделом в составе юридической службы в Лондоне. Уже на этапе подготовки коммерческого предложения мы проверяем у авиакомпании наличии действующего сертификата коммерческого эксплуатанта и страхового полиса по ответственности перед третьими лицами. До начала любого рейса копии этих документов запрашиваются у авиакомпаний и хранятся в библиотеке ACS до даты истечения срока их действия. У нас даже есть специальное приложение для iPhone, которое позволяет нашим менеджерам за секунды проверить, есть ли в распоряжении нашей компании копии этих документов на любой самолет или вертолет в любой точке мира.

Как видите, для нас главное — это безопасность наших пассажиров. Я лично никогда не допущу своего клиента на борт воздушного судна, если не буду на 100% уверен в надежности авиакомпании.

Источник: РБК+