Коронавирус больно ударил по всем отраслям мировой экономики, но гражданская авиация пострадала от него едва ли не сильнее всех. По прогнозам экспертов Международной ассоциации воздушного транспорта, на докризисный уровень пассажиропоток сможет вернуться не ранее второй половины 2023 года. Значит ли это, что о туризме и зарубежных деловых поездках на ближайшие несколько лет можно забыть? Конечно, нет. Любой кризис недаром считается окном возможностей, временем появления новых идей и развития новых услуг, таких, как стремительно набирающий популярность в России джетшеринг.
Термин «джетшеринг» состоит из двух частей, которые еще год назад были взаимоисключающими: “jet” – это, реактивный самолет, а “ sharing” – это совместное использование. Получается, что «джетшеринг» — это возможность осуществить перелет в любую точку мира на бизнес-джете, разделив его стоимость на большее, чем обычно, число пассажиров.
— Экономика совместного потребления в последние несколько лет уже подарила нам такие явления, как каршеринг и Airbnb, но авиация до последнего сопротивлялась новым веяниям. По-настоящему активное развитие джетшеринга в России началось только после закрытия национальных границ из-за коронавируса. Лишившись привычного способа быстрого и комфортного перемещения из пункта «А» в пункт «Б», люди стали искать варианты, которые позволили бы им сохранить интернациональную мобильность, — рассказывает авиа-аналитик, генеральный директор «Национальная Чартерная Компания» Марк Кузнецов.
Dassault Falcon 7X
Таким вариантом и стал джетшеринг, позволявший даже в условиях карантина совершать международные перелеты с минимальным количеством попутчиков и по приемлемой цене.
— В разгар пандемии я лично принимал участие в организации сразу нескольких эвакуационных и репатриантских рейсов силами деловой авиации и могу сказать, что эта услуга была востребована, — вспоминает Марк Кузнецов.
Показательно, что за несколько лет до коронакризиса на российский рынок пыталась выйти одна зарубежная компания, предоставляющая услуги джетшеринга, но на тот момент это не вызвало особого интереса у соотечественников и компании пришлось закрыть российское представительство. То есть, в нормальных условиях целевая аудитория деловой авиации думает не только о скорости и комфорте перелета, но и о его приватности, которая не предполагает наличия на соседних креслах незнакомых попутчиков. Однако по мере того, как коронавирус захватывал все новые и новые страны, ситуация стала резко меняться.
Даже сегодня, когда некоторые страны постепенно открывают границы для международного авиасообщения, ситуация продолжает оставаться очень сложной. Июльские показатели мирового пассажиропотока по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упали на 85 процентов. Прямых рейсов по-прежнему очень мало, а делать одну, а то и две пересадки для преодоления расстояния в 2 – 3 тысячи километров очень неудобно.
Кроме того, многие страны, как в свое время Черногория, во исполнение карантинных мер вводила ограничения на максимальное число пассажиров, находящихся на борту одного самолета: не более 10 человек. Для массовой гражданской авиации такая загрузка экономически не целесообразна, а для бизнес-авиации считается нормой. Аренда джета для перелета по маршруту Москва – Тиват в среднем стоит около 25 000 евро. Разделив эту сумму на 10 пассажиров, получается, что каждому из них придется отдать за этот вояж 2500 евро. Это довольно дорого, но вполне сопоставимо со стоимостью обычного билета в бизнес-классе.
Салон самолета Gulfstream G650ER
Другой пример — джетшеринг в ОАЭ. Та же «Национальная Чартерная Компания» запускает это направление в конце сентября по цене 6500 евро в одну сторону на человека. Для сравнения, бизнес-класс на этом направлении стоит около 4000 USD. Сейчас авиасообщение с Эмиратами сильно ограничено, поэтому для многих пассажиров джетшеринг станет единственным способом попасть на Аравийский полуостров.
И спрос на такие перелеты от месяца к месяцу только возрастал. В той же Черногории многие наши соотечественники имеют вид на жительство, недвижимость, бизнес-интересы. У кого-то там уже достаточно давно живут родственники. И джетшеринг стал для этих людей, по сути, единственной возможностью не менять привычный ритм жизни и не разрывать родственные связи, — рассказывает Марк Кузнецов.
В настоящее время джетшеринг особенно популярен для полетов в Тиват, в Ларнаку, в Ниццу и по некоторым другим направлениям. Понятно, что с возвращением в расписание рейсов регулярной гражданской авиации спрос на джетшеринг будет постепенно снижаться, но при этом вполне вероятно, что часть пассажиров бизнес-класса, оценив все преимущества и комфорт джетов, и после коронавирусной пандемии останется верна этому сегменту деловой авиации.
Ксения Никитина,
для сайта «Авиация России»